kotvsapogah1 (kotvsapogah1) wrote,
kotvsapogah1
kotvsapogah1

Categories:

«КИНО БЕЗ БАРЬЕРОВ»: СВЕТ НА ДНЕ ОКЕАНА

В один прекрасный день в мусорном контейнере встретились две игрушки – одноглазый кот и собака с отломанной лапкой. На игрушечной фабрике их признали бракованными и выбросили. Но друзья, бережно поддерживая друг друга, сами добрались до магазина и храбро встали в витрину рядом со своими целыми собратьями. И один мальчик попросил маму купить именно их…

В Москве в кинотеатре «Космос» состоялся VII Международный кинофестиваль о жизни людей с инвалидностью «Кино без барьеров», 50 игровых и документальных фильмов из 26 стран принимали участие в конкурсных показах. Я, Кошка в Сапогах, побывала на нем и за два фестивальных дня просмотрела четвертую часть, и скажу вам – их действительно нелегко было смотреть!

«Коротенький британский мультфильм «Макрополис» про игрушечных кота и собаку, показанный на открытии, стал не только своеобразным эпиграфом фестиваля, но и его абсолютным победителем, обладателем Гран-при. В его крошечном пространстве отразилась сложная и неоднозначная философия, объединяющая почти все произведения конкурсного показа. Все они, по сути, говорили о том же самом. О сострадании и взаимной поддержке. О неприятии огромного мира и попытке встроиться в этот мир. О том, кого считать поломанным, разбитым, а кого – крепким и несгибаемым. О смелости и достоинстве. И еще очень о многом.

«Эти фильмы нужно показывать не только в рамках кинофестиваля, но каждый день, по государственным телеканалам, прививая нашим зрителям толерантность, понимание, чувство заботы о ближнем», – сказал, выступая на церемонии закрытия, председатель жюри, известный режиссер Вадим Абдрашитов.

1

Однако я бы не спешила с широким показом некоторых из них: для неподготовленной аудитории там слишком много боли, отчаяния, шока. Не случайно многие зрители в зале плакали на протяжении долгих и насыщенных фестивальных дней. Вынести столь сильный эмоциональный «скачок напряжения», столь сгущенную концентрацию сопереживания – настоящее испытание для человеческой психики. Но все эти работы объединяет одно свойство: иногда явный, иногда скрытый оптимизм, дающий шанс «запасного выхода» из, казалось бы, тупиковой ситуации. Надежда, вопреки всему. Авторы говорят нам: катарсис, возвышение души рождается на изломе трагедии, так же как на самое дно океана может проникать дневной свет.

Первый же фестивальный фильм – «Насколько я помню» (Канада) –вызывает состояние сильнейшего психологического стресса. На экране – бывший артист цирка, человек, больной боковым амиотрофическим склерозом (БАС). Молодой, красивый, но лишенный возможности ходить, играть с маленькими детьми, которых у него трое. Вы не знаете, что такие люди есть? А я знаю, потому что этим болела моя мама. Сразу захотелось уйти из зала, скрыться, не смотреть… Но я усилием воли заставила себя остаться. И не пожалела: авторы фильма опускают нас в пропасть безысходности, но тут же вытаскивают на поверхность, чтобы мы не задохнулись от приступа острой жалости. Герой фильма, подъезжая на коляске, сажает на трапецию одного из сыновей и с тревогой и светлой завистью следит за его полетом. Он – уходит, но ниточка жизни не обрывается, она тянется дальше, вверх, к небу…

В фильме «Холодная земля» иранского режиссера Шахрияра Порсейдяна, которому присудили приз за лучший документальный короткометражный фильм, – еще одна невыносимая человеческая судьба. Сельский житель, в детстве потерявший способность нормально передвигаться, и его больная сестра лишились жилья – их дом разрушило наводнение. Живут в палатке, питаются тем, что подадут соседи. Мужчина ползком, на коленях, идет в город, чтобы попросить управление соцзащиты построить ему новый дом… Сам режиссер, выступая перед зрителями, отметил, что работал не ради фестивальных наград, а для того, чтобы голос страдающего человека был услышан. Но власти города, куда он обращался за помощью, встретили фильм в штыки, Шахрияр был даже ненадолго арестован. Смелость автора, в конце концов, достигла цели, и брат с сестрой новое жилье все-таки получили. А деньги на него собрали участники Гамбургского кинофестиваля, где впервые был показан фильм. От властей инвалид так ничего и не дождался…

Что спасает человека в критической ситуации, когда он остается один на один с бедой? У каждого свой «спасательный круг». К примеру, для четверых отважных байкеров, героев австралийской документальной ленты «В пути», отправившихся в нелегкий путь по континенту, – это сама дорога, ее драйв и риск, сумасшедшая скорость и непредвиденные опасности. Ничего, что все эти люди когда-то пережили свой «час Х» – дорожные аварии, после которых навсегда остались инвалидами. У них еще есть крепкие сильные руки, позволяющие цепко держаться за руль и выбираться из районов, охваченных стихийным бедствием. Они путешествуют по сельским школам, чтобы рассказать детям, почему так важно соблюдать правила движения. И плачут только однажды, побывав на месте того самого крушения, разделившего их жизнь надвое.

Для мужественной героини израильского фильма «На цыпочках», матери 4-летней девочки с ДЦП и становящегося неуправляемым сына-подростка, – своя психотерапия. Это футбол, единственная радость и развлечение. Она практически в одиночку борется за жизнь дочери, пытаясь найти для нее коррекционный детский садик, где ее будут учить говорить и двигаться. Уставший муж ее не понимает и уже готов сдаться на милость судьбе – все равно ведь не вылечишь. Но главное, он запрещает жене посещать футбольные матчи. А она только на стадионе может выплеснуть накопившиеся негативные эмоции. Кстати, от себя скажу: фильм очень правильный. Именно аполитичное и дружелюбное пространство Чемпионата мира по футболу спасало меня от агрессивных споров о противостоянии на Украине.

Фильм, так же, как и многие другие работы, кончается на светлой ноте: девочка принята в детсад, супруги помирились, любимая команда выиграла. Компромисс достигнут – но надолго ли?

А название американского фильма «Приглашение к танцу» говорит само за себя. Для его героини, общественного деятеля и борца за права людей с ограниченными возможностями Сими Линтон танец стал не просто психотерапией, но и лейтмотивом всей жизни. Когда-то она попала в аварию и с тех может передвигаться только на коляске. В 1975 году, побывав в Беркли, колыбели движения хиппи, она впервые увидела там людей на колясках, свободно передвигавшихся по улицам. Это сейчас мы знаем, что в Америке рай для инвалидов, но ведь так было не всегда…

Недуг не сломил ее: она вместе с мужем арендует зал, где люди, неспособные ходить, могут выразить себя через танец. Позже она организовала танцевальную компанию, в которой работали уже профессиональные артисты-колясочники. «Многим зрителям нравится, как скрипят колеса колясок, как играет солнце на спицах, а кто-то уже перестает замечать коляски и видит только красоту движения», – говорит Сими.

Пример преодоления обстоятельств «в одном флаконе» – это герой австралийской ленты «Интервьюер» (получившей приз за лучший короткометражный фильм) и сыгравший его актер Джерард О’Дуайер. Сюжет прост: претендента на работу в престижной компании встречает интервьюер. Претендент в замешательстве – перед ним юноша с синдромом Дауна. С блеском и остроумием он плетет кружево интервью, хитро запутывая собеседника. Беседу прерывает босс, приказывая своему помощнику «заниматься своим делом» – то есть просто наливать кофе. Но тут взгляд босса скользит по записям в тетради, оставленным подчиненным, – они безупречны. И он решает доверить парню следующее интервью. Так герой получает хорошую должность и становится лучшим интервьюером в компании.

Выступая на фестивале в качестве приглашенного гостя, Джерард О’Дуайер буквально поразил всех обаянием, открытостью, интеллигентностью.

2

Оказывается, парень с детства мечтал о карьере киноактера, играл в школьном театре. Ему повезло – он познакомился с режиссером Женевьев Клей-Смит, и она пригласила его сниматься в фильме «Будь моим братом», а потом он получил приз за главную мужскую роль в нем на Международном кинофестивале короткометражных фильмов.

И еще один очень короткий, всего на полторы минуты, и очень проникновенный ролик российского режиссера Дмитрия Воскресенского – о том, как просто изменить сознание людей всего лишь с помощью улыбок и объятий. Москвичи с ограниченными возможностями из общественной организации «САМИ» просто вышли на Арбат с плакатами «Обними меня». Прохожим, пожелавшим обняться с участниками, они дарили веточки полевых цветов и просто добрые слова, от которых расцветали и лучились лица людей. Были и те, кто равнодушно спешил мимо, но кто-то наверняка понял: эти приятные, улыбчивые молодые ребята ничем не отличаются от нас..


3
волонтер Ольга из Питера готовится к акции "Обними меня" по следам одноименного фильма

«Для веселия планета наша мало оборудована», – когда-то писал Владимир Маяковский. Проблемы людей с ограниченными возможностями не решены до конца ни в одной стране мира. Но фестиваль «Кино без барьеров» – это еще один шаг к открытому, свободному обществу. Даже если пока оно кажется утопическим миражом, очень важно не свернуть с пути.

4
           фестивальный торт

5 ...        ...и его "разделка"

Tags: гражданская инициатива
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments